Проект закона КР "О ледниках КР" (обновления 2019 г.)

There are no translations available.

 Проект

ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
«О ледниках Кыргызской Республики» (обновления 2019г.)

Ледники на территории Кыргызской Республики являются национальным достоянием Кыргызской Республики, одним из основных факторов ее устойчивого социально-экономического развития. Ледники являются общественным благом.

Статья 1. Законодательство Кыргызской Республики о ледниках
Отношения в области использования и охраны ледников регулируются Конституцией Кыргызской Республики, настоящим Законом, другими законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Кыргызской Республики. Настоящий Закон определяет политику и регулирует правовые отношения в области использования ледников и их охраны в Кыргызской Республике, устанавливает минимальные защитные меры в отношении ледников, как стратегически важных запасов питьевой воды, поливных ресурсов для сельского хозяйства, источник пополнения водного бассейна, фактор защиты биоразнообразия, источник научной информации огромной значимости.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
воспроизводство природных ресурсов - совокупность научных, организационных, экономических и технических мер, направленных на восполнение и увеличение природных ресурсов или усиление полезных свойств природных объектов;
восстановление природных ресурсов - организационно-технические, экономические и иные меры по восполнению природных ресурсов или усилению полезных свойств природных объектов, утраченных в результате антропогенного воздействия либо стихийных сил природы;
вред окружающей среде - негативные изменения в состоянии окружающей среды, вызванные деятельностью человека, в результате загрязнения среды, истощения природных ресурсов, повреждения, разрушения экологических систем природы, создающие реальную угрозу здоровью и жизни человека, растительному и животному миру, материальным ценностям;
выброс, сброс вредных веществ - выход во внешнюю среду (в атмосферный воздух, в водные объекты, землю) загрязняющих веществ от какого-либо источника загрязнения;
горно-ледниковые комплексы – комплекс природных геосистем, расположенные в нивально-гляциальном поясе гор с моренно-озерными системами (ледники и многолетние снежники, современные и образовавших относительно не давно моренные комплексы, каменные глетчеры, погребенные льды, ареалы многолетней мерзлоты, термокарстовые углубления, ледниковые озера и др.);
кадастры природных ресурсов - совокупность сведений о количественном и качественном состоянии природных ресурсов, их экологической, экономической (в том числе и лечебно-оздоровительной) оценке. Различают кадастры: земельный, водный, лесной, месторождений полезных ископаемых, животного мира (отдельно по рыбам и по наземным животным), природно-заповедных объектов, лечебно-оздоровительных ресурсов природы. Структуру и порядок ведения кадастров устанавливают компетентные органы государства;
ледник - многолетняя стабильная или свободно медленно текущая масса фирна и льда, образовавшаяся путём повторной кристаллизации снега, расположенная в нивально-гляциальном поясе гор независимо от формы, размера, природы состояния и сохранности. Каменный осколочный материал (моренные материалы) и внутренние и поверхностные водные течения все считаются составной частью каждого ледника;
малый ледниковый период – интервал времени с XV (по некоторым данным с XIII) до конца XIX в., отмеченный значительным похолоданием климата, снижением снеговой линии на 100 – 150 м и наступлением ледников во многих горно-ледниковых районах мира, в том числе и на Тянь-Шане и Памиро-Алае. В настоящее время, максимальное наступления ледников этого времени выражается в виде мощных конечных моренных образований и не редко с озерными системами, это т.н. моренно-озерные комплексы стадии Фернау.
мониторинг ледников — комплексные наблюдения за состоянием ледников, за происходящими в них изменениями, процессами и явлениями, а также оценка и прогноз изменений состояния ледников;
оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) - выявление, анализ, оценка и учет в проектных решениях предполагаемого воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности, вызываемых им изменений в окружающей среде;
природоохранное проектирование – осуществление предварительных проектных мероприятий природоохранного характера:
-разработка оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС);
-разработка раздела проектно-сметной документации "Охрана окружающей среды";
-разработка экологического паспорта (нормативы предельно допустимых выбросов, предельно допустимых сбросов и др.);
-проведение экологического аудита.
среда приледниковой территории гор – природно-климатическая зона горной системы, располагающаяся вокруг районов горного оледенения, горно-ледниковых комплексов, характеризующаяся суровым холодным климатом и наличием многолетней мерзлоты. Верхние слои последней подвергаются к сезонному таянию, различным криогенным процессам и явлениям. Приледниковая территория, как и вся территория районов распространения многолетней мерзлоты, вместе с горно-ледниковыми комплексами выступают в качестве источников питьевой и поливной воды и являются началом высокогорных рек.

Статья 3. Государственный реестр (каталог) и мониторинг ледников Кыргызской Республики
1. В целях идентификации ледников и горно-ледниковых комплексов с определенными приледниковых территориями, которые выступают в качестве источника гидроэнергетического потенциала, питьевой и поливной воды, а также определения всей касающейся информации, необходимой для их адекватной защиты, контроля и мониторинга создается Государственный реестр (каталог) ледников Кыргызской Республики (далее Реестр (Каталог). Реестр (Каталог) входит в систему кадастров природных ресурсов Кыргызской Республики.
2. Реестр (Каталог) должен содержать сведения о ледниках, горно-ледниковых комплексах и с установленными границами в приледниковой среде по речным бассейнам, по месту нахождения, по морфометрическим и морфологическим характеристикам ледникам и по их классификациям.
3. Данный Реестр (Каталог) должен обновляться не реже одного раза в 5 лет, фиксируя изменения ледника и горно-ледниковых комплексов, включая изменения и в приледниковой среде в пределах установленных границ, т.е. динамика ледников (темпы отступления или продвижения), состояния моренно-ледниковых озер и другие изменения, непосредственно касающиеся мониторинга и защиты ледников.
4.В случаях разведки и разработки недр в районе ближе к территориям охранной зоны с определенными и установленными границами приледниковой среды ледников и горно-ледниковых комплексов, мониторинг ледников должно осуществляться на систематической основе и обновление реестра (каталога) делать ежегодно.
Ведение Реестра (Каталог), мониторинг и подготовка периодического отчета должны быть возложены на уполномоченные государственные органы: водному администрацию, водному ресурсу и по гидрометеорологии Кыргызской Республики.
5.Мониторинг осуществляется с обязательным участием научных и независимых экспертов.

Статья 4. Охрана ледников
К охранной зоне и запрещению действий в районах распространения ледников и горно-ледниковых комплексах относятся собственно площади ледникового бассейна или бассейнов горно-ледниковых комплексов вместе с территориями распространения ледников со времен последнего малого ледникового периода (МЛП) и приледниковой среды на расстоянии от 2-3 до 5-6 км от края ледника. Границы МЛП с учетом особенностей регионов и рельефа местности определяются специалистами (гляциологами, геоморфологами, экологами горных геосистем и др.).
Действия, которые способны повлиять на естественное состояние и режим ледников, горно-ледниковых комплексов и в пределах, установленных границ в приледниковой среде, могут привести к их уничтожению или способствовать их сдвигу, разрушению и деградацию, запрещены:
1)выпуск, выброс и сброс вредных веществ, распыление или хранение загрязняющих химических продуктов и элементов, или остатков любого подобного характера и объема веществ;
2)разведка и разработка недр;
3)строительство и ввод в эксплуатацию объектов промышленности.
4)строительство любых объектов, коммуникации и инфраструктуры, за исключением тех, которые необходимы для проведения научных исследований и предотвращения рисков, для развития горнолыжного спорта и туризма, а также в тех случаях в связи с острой необходимостью строительства дорог, мостов, трансформаторов и ЛЭП, станций ТВ, радио и связи, мини ГЭС и др. объектов стратегического характера и общего назначения или в целях крайних нужд горных местных сообществ, которые не являются постоянными или временными источниками загрязнения окружающей среды.

Статья 5. Оценка воздействия на окружающую среду
1.Оценка воздействия планируемой деятельности на окружающую среду (ОВОС) проводится в соответствии с Законодательством Кыргызской Республики.
2.Оценка воздействия на окружающую среду не требуется:
1)спасательная деятельность в результате чрезвычайных ситуаций;
2)научная деятельность, осуществляемая пешим ходом, на лыжах или транспортными и техническими средствами, например, для взятия пробы, которая не оставляет отходы на ледниках и приледниковой среде;
3)спортивная деятельность, включая треккинг, горный альпинизм, безмоторные виды спорта и иные вспомогательные технические средства, которые не вредят ледники и окружающей среды.
4)выпас скота фермерами

Статья 6. Ответственность за нарушения закона о ледниках
За нарушения в области использования и охраны ледников наступает ответственность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики об административной и уголовной ответственности.
Привлечение к ответственности не освобождает от обязанности возмещения ущерба, нанесенного ледникам. Тарифы по возмещению ущерба утверждаются Правительством Кыргызской Республики.
Соблюдение требований и контроль за охраной ледников осуществляются государственными контрольными органами: Государственной инспекцией по экологической и технической безопасности или Агентством по охране окружающей среды и лесного хозяйство.

Статья 7. Предназначение сумм по возмещению ущерба и собранных штрафов
Суммы, накопленные уполномоченным государственным органом в качестве возмещения ущерба и посредством штрафов, должны быть направлены в приоритетном порядке на мероприятия по мониторинге, оценке и исследования ледников, по защите, воспроизводству и восстановлению природных ресурсов.
Статья 8. Переходные положения
1. Правительству Кыргызской Республики в срок, не превышающий один календарный год, начиная с момента вступления в силу настоящего Закона обеспечить выполнение мероприятий по составлению Реестра (Каталога).
2. В местах разработки недр и нахождения промышленных объектов вблизи к охранной зоны ледников и горно-ледниковых комплексах с территориями приледниковой среды экологическая экспертиза должны быть выполнены в срок не более 180 дней.
3. В срок 90 дней утвердить тарифы по возмещению ущерба ледникам.
Статья 9
Настоящий Закон вступает в силу через пятнадцать дней после официального опубликования.
Правительству Кыргызской Республики привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом.

Президент
Кыргызской Республики

 Гляциолог Р.Усубалиев (дополнил редакцию 2019г.)

Законопроект был принят в 3 чтениях ЖК в 2013г.

Законопроект обновлен в 2019 г.

Контактное лицо для обновленного АРВ:
Калия Сартбаевна Молдогазиева
Тел.996772408926
Е-майл: This e-mail address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it