Закон "О ледниках Кыргызской Республики

 6.03.2014
Закон Кыргызской Республики «О ледниках Кыргызской Республики» . Проект

Настоящий Закон определяет правовые основы охраны и мониторинга ледников, снежников и многолетней мерзлоты, как объектов окружающей среды, представляющих собой водные ресурсы.
Статья 1. Цели и задачи настоящего Закона
Настоящий Закон устанавливает стандарты (требования) для охраны (защиты)  и мониторинга ледников, снежников и многолетней мерзлоты с целью сохранения их  в первую очередь как стратегических запасов пресной воды, используемой для питья, орошения, производства гидроэлектроэнергии, определяющих устойчивость и привлекательность  ландшафтов.  Ледники,  снежники и многолетняя мерзлота  являются:
- источниками формирования речного стока на водосборных территориях;
фактором, смягчающим колебания климата и индикатором его изменений;
-объектами туризма, альпинизма, экстремальных видов спорта; 
-местообитанием редких и исчезающих видов  флоры и фауны.
Статья 2.  Правовое регулирование
1. Правовое регулирование в области охраны (защиты) и мониторинга ледников, снежников и многолетней мерзлоты основывается на Конституции Кыргызской Республики, настоящем Законе, Законах Кыргызской Республики  «Об охране окружающей среды», «О воде», « О Водном Кодексе Кыргызской Республики»,  других нормативно-правовых актах, а также вступивших в силу в установленном законом порядке международных договорах, конвенциях и соглашениях, участницей которых является Кыргызская Республика.
2. Основные направления государственной политики в области охраны ледников, снежников и многолетней мерзлоты определяются Правительством Кыргызской Республики.
Статья 3.  Основные понятия и определения
               В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
Бассейн ледника – территория, охватывающая ледник с подчинёнными ему притоками, а также окружающие склоны, с которых снег вследствие метелевого переноса и схода лавин поступает на ледник. 
Ледники - все многолетние стабильные и/или движущиеся массы фирна и льда, образованные путём кристаллизации снега, расположенные в нивально-гляциальном поясе гор.
Ледниковое озеро – озеро, образованное тающим ледником и снежно-фирновой толщей, перекрывающей ледник выше границы питания.
Многолетняя мерзлота – часть верхнего слоя земной коры, характеризующаяся отрицательной температурой почв, грунтов и горных пород, и наличием или возможностью существования подземных льдов. В  настоящем законе под многолетней мерзлотой понимаются зоны распространения сплошной многолетней мерзлоты, примыкающие к ледниковым бассейнам. Нижняя граница  зон распространения  сплошной многолетней мерзлоты устанавливается по результатам мониторинга.
Нивально-гляциальный пояс – самый верхний ландшафтно-климатический пояс в горах, расположенный выше снеговой линии.
Снежники - неподвижные скопления снега, сохраняющиеся  после схода сезонного снежного покрова.
Снеговая линия – уровень земной поверхности, выше которого накопление твёрдых атмосферных осадков преобладает над их таянием и испарением.
Cтатья 4. Мониторинг ледников, снежников и многолетней мерзлоты
Составной частью государственной системы контроля и учёта водных ресурсов на территории Кыргызской Республики является мониторинг ледников, снежников и многолетней мерзлоты, представляющий собой систему наблюдений за их состоянием для своевременного выявления изменений, их оценки, предупреждения и устранения негативных воздействий на них.
Структура, содержание и порядок ведения государственного мониторинга  ледников, снежников и многолетней мерзлоты регламентируются водным законодательством Кыргызской Республики и устанавливаются Правительством Кыргызской Республики.
Средства  на ведение мониторинга образуются за счёт ассигнований из республиканского бюджета, сборов за  промышленную деятельность на ледниках, снежниках, в зонах распространения сплошной многолетней мерзлоты, привлечения международных и иностранных инвестиций и грантов.
            Порядок взимания, распределения и размеры сборов устанавливаются Правительством Кыргызской Республики.
Средства  на проведение мониторинга аккумулируются в республиканском бюджете и носят целевой характер, имеют специальное назначение и не подлежат изъятию или расходованию на другие нужды.
Статья 5. Компетенция уполномоченных органов
Мониторинг состояния ледников, снежников и многолетней мерзлоты осуществляется уполномоченным государственным  органом Кыргызской Республики по гидрометеорологии, в сотрудничестве с другими государственными органами и международными организациями, заинтересованными в изучении и охране ледников, снежников и  многолетней мерзлоты на территории Кыргызской Республики
Государственный экологический контроль в области охраны ледников, снежников и многолетней мерзлоты осуществляется уполномоченным государственным органом по надзору и контролю в области охраны окружающей среды.
Органы местного самоуправления, на территории которых располагаются ледники,  снежники и многолетняя мерзлота осуществляют их охрану, в пределах своих полномочий, участвуют в мониторинге и реализации мер по их сохранению. 
Нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов вредных веществ, предельно допустимых уровней нагрузки на ледники, снежники и многолетнюю мерзлоту, а также методика расчёта причинённого ущерба ледникам, снежникам и многолетней мерзлоте утверждаются Правительством Кыргызской Республики
Статья 6. Запрещенные виды деятельности
На ледниках, снежниках и в зоне распространения сплошной многолетней мерзлоты запрещаются все виды деятельности, которые могут необратимо повлиять на их естественное  состояние и привести к их разрушению или деградации. 
Запрещаются  следующие виды деятельности: 
1) сбросы, рассеяние или отложение загрязняющих веществ или элементов, химических веществ, отходов или остатков любого характера или объема
2) разработка месторождений полезных ископаемых открытым способом и добыча углеводородов
Статья 7. Оценка воздействия на окружающую среду
Вся планируемая деятельность на ледниках, снежниках и в зонах распространения сплошной многолетней мерзлоты, которая не запрещена,  подлежит Оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС). В процедуре ОВОС должно быть гарантировано участие общественности и граждан согласно законодательству Кыргызской Республики. 
ОВОС не требуется для следующих видов деятельности на ледниках и в зоне развития сплошной многолетней мерзлоты :
1) спасательные мероприятия (операции) при  чрезвычайных ситуациях;
2)  научная деятельность, отбор проб,  при котором не оставляются отходы на/или в ледниках, снежниках и многолетней мерзлоте ;
3) спортивные мероприятия, в том числе трекинг, альпинизм, и иные безмоторные виды спорта, которые не вредят окружающей среде.
Статья 8. Ответственность за нарушения закона о ледниках
За нарушения настоящего Закона наступает ответственность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики об административной и уголовной ответственности. 
Привлечение к ответственности не освобождает от обязанности возмещения ущерба нанесенного ледникам, снежникам,  многолетней мерзлоте. Таксы по возмещению ущерба утверждаются Правительством Кыргызской Республики.
Статья 9. Предназначение сумм по возмещению ущерба и собранных штрафов
Средства, накопленные за причинённый ущерб ледникам, снежникам, зонам распространения многолетней мерзлоты и посредством штрафа направляются на их мониторинг и охрану в установленном Правительством Кыргызской Республики порядке. 
Статья 10. Переходные положения
1. Правительству Кыргызской Республики в срок, не превышающий один календарный год, начиная с момента вступления в силу настоящего Закона обеспечить выполнение мероприятий по актуализации Каталога ледников. 
2. Правительству Кыргызской Республики в срок не более 180 дней обеспечить организацию мониторинга за состоянием ледников, снежников, многолетней мерзлоты в местах разработки недр и нахождения промышленных объектов.
Статья 11
Настоящий Закон вступает в силу через пятнадцать дней после официального опубликования.
Правительству Кыргызской Республики привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом.
Президент 
Кыргызской Республики