Эко право

г. Бишкек
от 5 декабря 1997 года N 89
ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
О гарантиях и свободе доступа к информации

(В редакции Законов КР от 18 октября 2002 года N 147, от 28 декабря 2006 года N 214)

 

Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в процессе реализации права каждого свободно и беспрепятственно искать, получать, исследовать, производить, передавать и распространять информацию.

 

Утверждена
Указом Президента
Кыргызской Республики
от 23 ноября 2007 года N 506

КОНЦЕПЦИЯ
экологической безопасности Кыргызской Республики
  • 2.    Принципы обеспечения экологической безопасности
  • 3.    Проблемы экологической безопасности
  • 3.1.  Глобальные проблемы
  • 3.2.  Региональные проблемы
  • 3.3.  Национальные проблемы
  • 4.    Направления и механизмы обеспечения экологической безопасности
  • 4.1.  Экологизация экономики
  • 4.2.  Законодательство
  • 4.3.  Совершенствование экономических механизмов природопользования
  • 4.4.  Контроль в области охраны окружающей среды и рационального природопользования
  • 4.5.  Разрешительная система
  • 4.6.  Институциональное обеспечение
  • 4.7.  Экологический мониторинг и информационное обеспечение
  • 4.8.  Международное сотрудничество
  • 4.9.  Научное обеспечение экологической безопасности
  • 4.10. Экологическое образование
  • 4.11. Участие общественности в принятии экологически значимых решениях
  • 5. Ожидаемые результаты от реализации Концепции экологической безопасности

4.7. Экологический мониторинг и информационное обеспечение

В целях обеспечения наблюдений, учета, оценки, прогноза, контроля и управления за состоянием и изменением окружающей среды и ее ресурсов в республике действует система государственного мониторинга окружающей среды и природопользования. Действующая система мониторинга окружающей среды не отвечает современным требованиям. Резко сократилось количество компонентов окружающей среды, являющихся объектом мониторинга. В республике нет единой национальной системы мониторинга. Недостаточная межведомственная координация систем мониторинга различных министерств и ведомств не позволяет осуществлять в полной мере объективную оценку состояния окружающей среды и получать своевременно оперативную информацию, необходимую для принятия экологически значимых решений. Основные направления совершенствования системы мониторинга окружающей среды и информационного обеспечения:

 

  • создание единой государственной системы  экологического  мониторинга окружающей среды и природных ресурсов;
  • совершенствование нормативной базы, регламентирующей взаимодействие республиканских органов исполнительной власти,  осуществляющих государственный экологический мониторинг и формирование фонда  информационных ресурсов;
  • совершенствование системы показателей, создание единой методологии экологического мониторинга республики в целях обеспечения достоверности и сопоставимости данных по отдельным отраслям экономики республики;
  • обеспечение открытости и прозрачности информации о состоянии окружающей среды и возможных экологических угрозах;
  • широкое распространение экологической информации среди населения по вопросам обеспечения экологической безопасности с вовлечением средств массовой информации;
  • создание экологических сайтов в Интернете, издание экологических газет и журналов.
г.Бишкек
от 16 июня 1999 года N 53
ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Об охране окружающей среды

(В редакции Законов КР от 4 февраля 2002 года N 22, 11 июня 2003 года N 101, 11 августа 2004 года N 113, 6 августа 2005 года N 124)

Статья 45. Права общественных объединений

Общественные объединения и формирования, выполняющие экологические функции, имеют право:
  • разрабатывать и пропагандировать свои  экологические  программы, защищать  экологические права и интересы населения,  развивать экологическую культуру,  привлекать на добровольных началах граждан к активной природоохранной деятельности;
  • за  счет  своих и привлеченных средств и добровольного трудового участия выполнять работу по охране и воспроизводству природных  ресурсов, улучшению окружающей среды;
  • оказывать  содействие  государственным органам охраны окружающей среды в борьбе с нарушениями природоохранного законодательства;
  • создавать  общественные фонды по охране природы и расходовать их средства на проведение экологических мероприятий;
  • получать своевременную и полную информацию о загрязнении окружающей среды, состоянии охраны природы;
  • организовывать собрания,  митинги,  демонстрации, сбор подписей, входить с предложениями о проведении референдумов, обсуждений законопроектов населением по вопросам охраны окружающей среды в соответствии с законодательством Кыргызской Республики;
  • требовать  назначения  государственной экологической экспертизы, выступать с изложением экологической платформы в печати, по радио и телевидению;
  • проводить общественную экологическую экспертизу;
  • участвовать  в  проверках соблюдения требований природоохранного законодательства;
  • требовать привлечения к ответственности должностных лиц,  виновных в нанесении вреда окружающей среде,  требовать освобождения  их  от занимаемых  должностей,  предъявлять в суд иски о возмещении вреда здоровью и имуществу граждан, причиненного нарушением природоохранного законодательства. Деятельность общественных объединений и формирований в области охраны  окружающей  среды  осуществляется  в соответствии с их уставами и действующим законодательством.

(В редакции Закона КР от 4 февраля 2002 года N 22)

Статья 46. Права и обязанности граждан в области охраны окружающей среды

Граждане имеют право:

  • участвовать в разработке и осуществлении мер по охране  окружающей среды,  рациональному и комплексному использованию природных ресурсов, включая законотворческий процесс;
  • пользоваться в установленном порядке природными ресурсами;
  • создавать общественные природоохранные объединения;
  • получать  полную и достоверную информацию о состоянии окружающей среды и здоровья населения,  о запланированных к  строительству  производственных объектах;
  • участвовать в проведении общественной экологической экспертизы;
  • на экологическое образование;
  • предъявлять претензии и иски к предприятиям,  организациям,  учреждениям,  должностным лицам и гражданам о возмещении ущерба, нанесенного природе,  здоровью и имуществу в результате неблагоприятного  воздействия на окружающую среду.

Граждане обязаны:

  • бережно относиться к окружающей среде и природным ресурсам;
  • соблюдать требования природоохранного законодательства и  выполнять предписания государственных органов охраны окружающей среды;
  • при изготовлении товаров,  иной продукции обеспечивать их экологическую безопасность и безвредность для здоровья населения;
  • возмещать ущерб, причиненный окружающей среде. Граждане (их  объединения)  не  имеют  права распространять ложную
    (непроверенную) экологическую информацию,  которая может привести к негативным политическим, экономическим и социальным последствиям.

Статья 47. Права и обязанности природопользователей

Природопользователь имеет право:

  • пользоваться природными ресурсами в тех целях,  для которых  они ему предоставлены;
  • использовать в установленном порядке природные ресурсы для  иных нужд, обеспечивающих достижение основной цели;
  • использовать другие природные свойства ресурсов без  ущерба  для окружающей среды;
  • передавать природные ресурсы во вторичное пользование в случаях, предусмотренных законодательством;
  • вводить различные ограничения для иных организаций и  граждан  в случаях, предусмотренных законодательством;
  • требовать возмещения убытков,  причиняемых как правомерными, так и противоправными действиями;
  • требовать восстановления нарушенных прав.

Природопользователь обязан:

  • рационально использовать природные ресурсы в тех целях,  для которых они ему предоставлены;
  • осуществлять контроль за соблюдением законодательства вторичными природопользователями;
  • не нарушать права и законные интересы других  природопользователей;
  • соблюдать установленные требования и ограничения по  использованию, охране сбережению, восстановлению окружающей среды;
  • содержать принадлежащие ему на праве собственности,  хозяйственного ведения или на праве оперативного управления строения,  сооружения и территории,  связанные с использованием природных ресурсов, в состоянии, не наносящем вреда окружающей среде. Законодательством Кыргызской Республики могут быть  установлены  и иные права и обязанности природопользователей.


г.Бишкек
от 16 июня 1999 года N 54
 
ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Об экологической экспертизе

(В редакции Законов КР от 11 июня 2003 года N 102, 26 февраля 2007 года N 21)
  • Раздел I.    Общие положения
  • Раздел II.   Полномочия государственных органов Кыргызской Республики в области экологической экспертизы
  • Раздел III.  Государственная экологическая экспертиза
  • Раздел IV.   Общественная экологическая экспертиза
  • Раздел V.    Права и обязанности инициаторов и разработчиков проекта и иной документации
  • Раздел VI.   Финансирование экологической экспертизы
  • Раздел VII.  Ответственность за нарушение законодательства об экологической экспертизе
  • Раздел VIII. Заключительные положения
Настоящий Закон регулирует правовые отношения в области экологической экспертизы, направлен на реализацию конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду посредством предупреждения негативных экологических последствий, возникающих в результате осуществления хозяйственной и иной деятельности, и основывается на соответствующих положениях Конституции Кыргызской Республики, Закона Кыргызской Республики "Об охране окружающей среды" и других  принимаемых  в  соответствии с ними нормативных правовых актах.
 
Раздел IV
Общественная экологическая экспертиза
 
Статья 14. Осуществление общественной экологической экспертизы
Общественная экологическая экспертиза организуется и проводится по инициативе граждан, органов местного самоуправления и общественных объединений, зарегистрированных в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики.
Общественная экологическая экспертиза может проводиться независимо от государственной экологической экспертизы.
Инициаторы проведения общественной экологической экспертизы обязаны предварительно письменно известить местные государственные администрации и органы местного самоуправления о проведении общественной экологической экспертизы.
 
Статья 15. Права общественных объединений и граждан в области экологической экспертизы
Общественные объединения и граждане, осуществляющие проведение общественной экологической экспертизы в установленном настоящим Законом порядке, имеют право:
•    на получение от инициатора проекта документации, подлежащей экологической экспертизе, в полном объеме;
•    на ознакомление с нормативно-технической документацией, устанавливающей требования к проведению государственной экологической  экспертизы;
•    на опубликование результатов общественной экологической  экспертизы в средствах массовой информации.
 
Статья 16. Отказ в регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы
В регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы может быть отказано в случае, если общественная экологическая экспертиза инициирована в отношении объекта, сведения о котором составляют государственную тайну в соответствии с перечнем сведений, устанавливаемых законодательством о государственной тайне.
 
Статья 17. Заключение общественной экологической экспертизы
Заключение общественной экологической экспертизы направляется органу, осуществляющему государственную экологическую экспертизу, а также органу, принимающему решение о реализации объектов экспертизы. Заключение общественной экологической экспертизы является рекомендательным. Оно может публиковаться в средствах массовой информации, передаваться местным государственным администрациям и органам местного самоуправления, инициаторам проекта, разработчикам и другим заинтересованным лицам.