Особое мнение Молдогазиевой К.С.члена гос.комиссии по Кумтору

Особое мнение  Молдогазиевой К.С.- члена государственной комиссии  по проверке и изучению  соблюдения ЗАО «КумторОперейтинг Компани» норм и требований по рациональному использованию природных ресурсов, охране окружающей среды, безопасности производственных процессов и социальной защите населения

На  первоначальный вариант « Отчета   Государственной комиссии по проверке и изучению соблюдения ЗАО «КумторОперейтинг Компани» норм и требований по рациональному использованию природных ресурсов, охране окружающей среды, безопасности производственных процессов и социальной защите населения»  от 2012 года ( далее «Отчет госкомиссии») объемом  49 страниц,   24.12.12. ,  я выслала  свои замечания и дополнения   в секретариат Госкомиссии.  Некоторые мои замечания были внесены в следующую версию «Отчета госкомиссии», некоторые нет. После Нового Года  юрист госкомиссии  МирланКачкынбаев  снова позвонил мне и попросил подписать новый вариант  Отчета Госкомиссии  с изменениями.
Я попросила выслать мне последнюю версию  отчета, чтобы ознакомиться с ним, прежде чем подписать. Мне был выслан  вариант от 18.01 13, в который были внесены  некоторые изменения. Объем отчета  составил  54 страницы.  Поэтому мне пришлось заново прочитать и этот измененный вариант. В него также не вошли некоторые мои предложения. Также я  еще не ознакомлена с полным окончательным отчетом   всех групп.
В целом по краткой версии  «отчета  Госкомиссии»  я согласна с основными выводами и рекомендациями. Однако у меня есть дополнения и сомнения по некоторым выводам и  рекомендациям, которые я высылала ранее в секретариат Госкомиссии.
Поэтому здесь и далее я излагаю свои замечания и рекомендации, не вошедшие в окончательный вариант «Отчета госкомиссии».
Редакторские правки: на стр.17 указывается срок  50 лет концессии в пересмотренном договоре   от 6 июня 2009 года , до  4 декабря 2042 года. Надо указать с какого срока 50 лет, иначе с арифметикой тут не сходится.
Далее по содержанию:
На стр. 39  «раздел  f «Растительно-почвенный покров». Ничего не сказано и влиянии рудника Кумтор  на территорию Сарычат-Эрташского заповедника и его буферную зону. Как было отмечено в отчете межведомственной комиссии в декабре 2011 года ( на основании справки из ГАООСиЛХ) , согласно постановления Правительства Кыргызской Республики от 5 июня 2009 года № 356 “О внесении изменений в постановление Правительства КР от 10 марта 1995 года №76 “Об организации Сарычат-Эрташского государственного заповедника”, в целях дальнейшего развития геологоразведочных и добычных работ на месторождении “Кумтор” в 2009 году из территории заповедника  для нужд “Кумтор Оперейтинг компани” было отчуждено 4380 га земли. Данное отчуждение не соответствует основным условиям “Положения о порядке перевода (трансформации) земельныхучастков из одной категории в другуюили из одного вида угодий в другой” утвержденной постановлением Правительства КР от 22.01.2008 года № 19, где указано (п.8) что, “перевод земель особо охраняемых природных территорий в другую категорию осуществляется при наличии положительных заключений государственной экологической экспертизы и иных экспертиз в соответствии с законодательством Кыргызской Республики об охране окружающей среды в случае, если их использование по целевому назначению ввиду утраты ими особого природоохранного, научного, историко-культурного, эстетического, рекреационного, оздоровительного и иного особо ценного значения невозможно... Кроме этого, у “Кумтор Оперейтинг компани” имеется лицензия на проведение геологоразведочных работ на Карасайской и Коендинской лицензионных площадях, которые являются буферной территорией заповедника. Необходимо отозвать или провести дополнительное изучение влияния разведочных работ на экосистему заповедника”.  Затем   было постановление Парламентской комиссии от 27.06.12 г. Согласно п.6 вышеназванного постановления ЖогоркуКенеша КР Государственному агентству по геологии и минеральным ресурсам при Правительстве КР было поручено Обаннулировании лицензий: № 2646 АП от 1.09.2010г., выданной ЗАО «КумторГолд Компани» (Коендинская лицензионная площадь – 13360 га) и № 2665 АП от 21.06.2010г., выданной ОсОО «Алтын Минералз» (Уч-Кольская лицензионная площадь – 50200 га). Проектом предусмотрены: изменения наименования данной ООПТ (согласно новой редакции Закона об ООПТ); новую границу Сарычат-Эрташского государственного природного заповедника (149117,9 га), включающий ныне действующую ядерную зону заповедника и Коендинскую, Учкольские участки; проведения ГАООСиЛХперезонирования территории заповедника (согласно новой редакции Закона КР об ООПТ); перевода передаваемых земель в категорию земель ООПТ (согласно Земельного кодекса КР) и отмену постановления Правительства КР от 05.06.2009г. № 356 «О внесении изменения в постановление Правительства Кыргызской Республикиот 10 марта 1995 года № 76 «Об организации Сарычат-Эрташского государственного заповедника» (было отчуждено 4380 га земель ядерной зоны заповедника), который был принят в нарушение норм и требований Земельного кодекса КР и природоохранного законодательства КР.»
В Отчете Госкомиссии  же значится территория  заповедника, выделенная КОК 240 га. Я обратилась за разъяснением в ГАООСиЛХ. З1.1212  был получен ответ от К. Джундубаева, отдел биоразнообразия и ООПТ ( прилагается) где он отмечает, что , « …Необходимо отметить, что из-за позиций Госгеологоагентства КР (правопреемник б.Минприроды КР) данный проект постановления Правительства КР вносится ГАООСиЛХ уже в четвертый раз.   
Поэтому я считаю, что надо внести  пункт по реализацию и контролю  за выполнением вышеупомянутого проекта Постановления  Правительства  по Сарычат –Эрташскому заповеднику. Считаю, что, несмотря на объявленные  недавноКумторомоперейтингкомпани  намерения  по разработке стратегии и плана мероприятий по сохранению биоразнообразия, включающие и териториюСарычат-Эрташского заповедника (http://www.kumtor.kg/ru/kumtor-releases-biodiversity-management-strategy-and-plan/) , они не могут быть основанием для отмены постановления  аннулирования лицензий, выданных на  территорию заповедника. Получится, что одной рукой  КОК будет разрушать территорию заповедника, а другой давать деньги на сохранение биоразнообразия. Это политика двойных стандартов.
 Второе.  Хотя ручьи отмечены в рекомендациях «Отчета Госкомиссии», необходимо уточнить, что их надо вернуть в перечень водоемов, отнесенных  к различным
категориям водопользования, отмененный Постановлением Правительства КР № 561 от 7 сентября 2009 года, подписанным И.Чудиновым,  поскольку  они  фигурировали в Постановлении Правительства КР от 23 сентября 1991 года N 472.  Это обусловлено тем, что ручьи на руднике Кумтор – Лысый, Чон-Сары-Тор и другие, подвергаются загрязнению,  как показали результаты проб воды и донных отложений, проведенные в рамках работы Госкомиссии. Но поскольку они были исключены из перечня естественных водоемов, то они соответственно не нормируются, на что все время ссылается компания Кумтор, оправдывая это загрязнение.
 Третье – Строительство второго хвостохранилища на руднике Кумтор. Его строительство является вынужденной мерой и было рекомендовано рядом экспертов, из-за рисков,  существующих при дальнейшей эксплуатации существующего хвостохранилища. Но  необходимо тщательно взвесить вариант строительства второго хвостохранилища, учитывая,  что это будет второй крупный опасный объект на руднике Кумтор.
Четвертое. По рекультивации – Необходимо потребовать от компании точные сроки предоставления технического проекта по рекультивации рудника. Рассмотреть возможность параллельного проведения рекультивации отработанных участков уже в настоящее время ( Как это делалось ЦентерройГолд на месторождении Боро в Монголии).
И пятое. Считаю, что необходимо ограничиться существующей концессионной зоной, выделенной КОК согласно Генеральному Соглашению от 1992 года,  и  не выделять новые расширенные концессионные зоны для рудника Кумтор, не продлевать срок концессии до 2042 года( как указано в Соглашении о новых условиях от 2009 года). Все эти решения чреваты дальнейшим разрушением новых ледников ( Сары-Тор, Борду и  другие), увеличением загрязнения водоемов в зоне рудника и за его пределами,  а также возможным негативным воздействием  на  рядом лежащий Сарычат- Эрташский  заповедник.
Нельзя все время руководствоваться только финансовыми показателями возможной прибыли в будущем, которые на деле могут обернуться в дальнейшем большими расходами  для восстановления экосистемы   в районе рудника, невозможностью сохранить чистоту ледников и долговременным загрязнением  бассейна реки Кумтор, которая впадает  в   крупнейшую трансграничную  реку  Кыргызстана Нарын.

Калия Молдогазиева, член Госкомиссии по Кумтору,
Директор ЦЧР «Древо Жизни»
22 января 2013 года.