Вопрос о поправках в Водный кодекс в связи с ледниками Кумтора

Вопрос о поправках в Водный кодекс в связи с ледниками Кумтора, был поднят Правительством КР еще в 2015 г. Но тогда депутатам не удалось его протащить, поскольку некоторые члены Рабочей группы, в которую входила и я, выступили категорически против введения поправок. Я дала интервью нескольким СМИ, затем была также акция активистов перед Белым Домом против поправок в Водный Кодекс. Поэтому депутаты не приняли тогда эти поправки. Принятие нынешних поправок в Водный Кодекс происходит после  подписания нового Соглашения Правительства КР с Центеррой, в сентябре 2017 года, где один  из пунктов соглашения гласит: "Полное и окончательное взаимное освобождение и урегулирование всех существующих арбитражных и экологических исков, споров, разбирательств и судебных решений, а также освобождение Компании и ее кыргызских дочерних компаний от будущих исков по таким же основаниям, что и существующие экологические иски, вытекающие из одобренной деятельности ". Таким образом, вопрос возмещения ущерба, нанесенного компанией, за много лет эксплуатации рудника Кумтор окружающей среде, в том числе и разрушением ледников Давыдова и Лысый, согласно этому договор теперь вообще отодвигается в сторону. Принятие поправок в Водный Кодекс КР, в угоду одной компании, является следующим шагом к тому, чтобы в будущем Кыргызстан отказался уже на законодательной основе от каких либо исков за экологический ущер к Центерре, который был ею совершен ранее. Принятие поправок, разрешающих вести работы на ледниках по причине стратегической важности рудника, является индульгенцией позволяющей до конца разрушить ледники Лысый и Давыдов и не выплатить не копейки за нанесенный ущерб. Мне не удалось найти на сайте ЖК оригинальный текст постановления ЖК по поправкам в Водный Кодекс КР. Я позвонила в Комитет по аграрной политике, водным ресурсам экологии и региональному развитию. Эксперт этого отдела обещал прислать текст Поправок, но так и не прислал. В разговоре он сказал, что текст поправок не изменился с 2015 г. В 2015 году, члены правительства внесли в ЖК поправки в Водный кодекс КР, позволяющие проводить деятельность, влияющую на ускорение таяния ледников, с использованием угля, золы, масел или других веществ и материалов, а также деятельность, которая может повлиять на состояние ледников или качество вод, содержащихся в них, и деятельность, связанную с заготовкой льда на месторождениях полезных ископаемых, отнесенных к стратегическим объектам, «при подтверждении невозможности исключения воздействия на ледники». Нанятые правительством КР эксперты приводят довод, что таяние ледников происходит в глобальном масштабе и ледники Кумтора все равно бы растаяли сами по себе. При этом никто из них не упоминает того факта, что вскрышные породы на Кумторе складировались на ледниках высотой до 90 и 120м, смешивались с ними и талые воды уже содержали сульфаты, тяжелые металлы и другие токсические вещества, которые попадали в водные пути. Это доказано результатами Госкомиссии по Кумтору (2012-2013), выявленным увеличением концентрации токсических веществ в донных отложениях (Торгоев И.А.). Об этом говорит и отчет компании АМЕС, рекомендации которой руководство Центерры взяло на себя, согласно Новому Соглашению по Кумтору неукоснительно соблюдать. Экологическое законодательство, в частности, “Закон о воде” и “Единые правила безопасности” нарушались с самого начала строительства рудника Кумтор. Ледник № 33 по каталогу ледников СССР был разрушен полностью, ледник Давыдова, его большая часть, разрушена в ходе эксплуатации. Сейчас ситуация под контролем, но таких отвалов, смешанных в том числе с ледовыми массами будет к концу работы рудника (когда уйдет компания) 1,7 млрд.тонн. Все проблемы лягут на шею правительства КР и населения. Заглядывая на десятилетия вперед, мы получим уменьшение водных ресурсов из-за глобального таяния и, вдобавок, эти исчезающие ресурсы будут необратимо загрязнены, и никаких национальных средств на устранение этого загрязнения не  хватит.
Четвертое, члены правительства утверждали, что если не внести поправки, то это грозит катастрофой на Кумторе. Но ведь к нынешнему положению на руднике привели систематические нарушения экологического законодательства при работе рудника. И вместо того, чтобы потребовать от компании устранить эти нарушения, наши высшие должностные члены правительства и представители ключевых ведомств, предлагают узаконить эти нарушения путем внесения вышеуказанных поправок в национальное законодательство, то есть фактически распространять в дальнейшем этот негативный опыт на другие месторождения, в случае их признания стратегическими объектами. 
Гсподин Зилалиев в выступлении на заседании Комитета в ЖК сказал, что таких месторождений с ледниками, в Кыргызстане 17. Ставить под удар водные ресурсы Кыргызстана в угоду добыче полезных ископаемых довольно близоруко. Между тем согласно Закону «О стратегических объектах КР» объекты  водного  комплекса и водохозяйственные сооружения,  в том числе ледники,  естественные озера, реки, гидротехнические сооружения, коллекторы водохранилищ, водозаборы и водонасосные станции относятся к стратегическим объектам страны».  В данном случае этот закон игнорирует Правительство КР и заодно с ними и депутаты КР. В отчете по окружающей среде за 2016 год компании Центерра Голд на стр. 15 сказано в частности, что «Центерра и КГК не считают, что Водный Кодекс КР применим к проекту «Кумтор». Поистине Корпорация диктует свои правила как Правительству КР, так и Парламенту КР. Хотелось бы привести здесь слова из книги Д. Кортена, « Когда корпорации правят миром». Он приводит слова рекламы Филлипинского Правительства в журнале «Форчун»: Для того, чтобы привлечь такую компанию... мы сравняли горы, расчистили джунгли, осушили болота, изменили русла рек, переселили целые города... все для того, чтобы Вам и Вашей компании было удобнее здесь вести свой бизнес». 
С другой страны Правительством КР принята и декларируется Национальная стратегия устойчивого развития страны.  В основе устойчивого развития стоят 3 столпа: природный, человеческий и физический капитал. Ледники и водные ресурсы относятся к природному капиталу, который не может быть заменен на искусственный физический капитал. Без природного капитала устойчивое развитие и само существование Кыргызстана как страны становится невозможным. (И природные ресурсы, согласно Конституции КР, принадлежат государству, народу Кыргызстана, а не отдельным членам Правительства). Даже в гимне Кыргызской Республики говорится о ледниках в горах Кыргызстана, которые нам были завещаны предками. (Ак мөңгүлүү аска зоолор, талаалар, Элибиздин жаны менен барабар.Сансыз кылым Ала-Тоосун мекендеп, Сактап келди биздин ата-бабалар ) .
Поправки в Водный Кодекс КР были приняты в третьем чтении. Сейчас, как мне сказали, они должны идти на утверждении в Палату ЖК. Задача ответственных лиц в Правительстве в ЖК, экспертов, неравнодушных граждан, чтобы не допустить принятия поправок в Водный Кодекс ЖК в такой редакции, и  провести это обсуждение гласно,  с широким участием экспертов и общественности.  
Калия Молдогазиева, эксперт  в области экологии,  член госкомиссии по Кумтору в 2005 году, зам председателя межведкомиссии по Кумтору в 2011 году, член Гоc.комиссии по Кумтору в 2012 году.
3 ноября 2017 г.